Fin (finnskij) wrote,
Fin
finnskij

Истории номер 4 и 5

Истории номер 4 и 5 от отцов-основателей <атомных дел в СССР>.

Билибинская АЭС. 1976, Анатолий Штыфурко.
С графитом у нас была отдельная история в Билибино. На этой станции три блока подряд пускались к новогодним праздникам. Четвёртый, последний по счёту, был подготовлен быстрее, уже к сентябрю. Прибыла бригада, началась процедура физпуска, и тут выяснилось, что графит в зоне частично оказался борированным. Кроме реакторной кладки, графитовые блоки применялись также в защите, где в них добавляли бор. В активной зоне, как вы сами понимаете, дополнительный бор негативно сказался на реактивности. Физпуск пришлось отложить. Бригада уехала, а мне пришлось спустя пару недель вновь лететь в Билибино. Было нас трое: Владимир Васильевич Фролов - за старшего, и я с электронщиком Кузичкиным М.М. Нам поставили задачу: разобраться с графитом. И вот мы, как кроты, вместе с эксплуатационниками месяц лазали в активной зоне и убирали оттуда борированные блоки. Фролов разработал определённую методику, по которой мы и действовали.


Ливийский ИРТ-10, Тажур (Таджур), 1983. Анатолий Штыфурко.
- Он разве не обычный ИРТ? - Нет, он был рассчитан на мощность 10 МВт, а это по тем временам было очень много. Когда мы пуск делали, температура воды на выходе из реактора составляла 50°C, что примерно равнялось температуре воздуха. А перепад температур на зоне - 5°C. Как говорится, попробуй удержать. На градус ошибешься, у тебя вместо 10 мегаватт может получиться 12... Зрелище активной зоны реактора, работающего на мощности 10 МВт - конечно, было впечатляющим, не для слабонервных. Вода бурлит, зона светится. Мне тогда вспомнилось полыхание Северного сияния, которое я не раз видел, будучи в Билибино. Это были картины одного масштаба...
Полностью - вот здесь.

Ливийский ИРТ-10, Тажур (Таджур), 2009. Вывоз топлива.
Конфликт разгорелся 20 ноября 2009 года. Группа российских специалистов в Тажуре занималась подготовкой к погрузке 5,2 кг облучённого топлива. На следующий день ожидался прилёт российского "Руслана" (АН-124-100), приспособленного для перевозки ядерных грузов. В ночь с 21 на 22 ноября должна была произойти погрузка, и практически сразу борт взял бы курс на Россию. Внезапно, без каких-либо пояснений, ливийские чиновники запретили россиянам продолжать работу. Несколько дней переговоров результата не дали. Российский самолёт, взяв с собой часть российских специалистов, отправился домой пустым. Уран и все сопряжённые с ним проблемы остались в Ливии... Между тем, российские специалисты в Тажуре взялись за задачу, которую никто до них не решал. Прямо на месте они изобретали захват для выгрузки топливных сборок из контейнеров - на тот случай, если сделка по вывозу ОЯТ сорвётся, и контейнеры придётся освобождать в Ливии. Человек, чьё имя в тексте каблограммы на сайте WikiLeaks удалено, сказал американским экспертам - русские ждут 10 декабря. Если решение о вывозе топлива к этому моменту принято не будет, то россияне начнут тренироваться с захватом, готовясь к разгрузке контейнеров... То, что собрались сделать россияне, вызвало у американцев бурную реакцию. До сих пор, никто и никогда не выгружал облучённые кассеты из транспортных контейнеров для возвращения их на место хранения. Обсуждаемая операция станет "не имеющей прецедентов инициативой", заключили эксперты DoE... 15 декабря правительство Ливии проинформировало Россию о согласии на репатриацию топлива (что происходило в течение пяти дней после крайнего срока 10 декабря, осталось неизвестным). Загрузку контейнеров произвели в ночь с 20 на 21 декабря, и 21 декабря российский самолёт увёз их домой.Ливийцы так и не объяснили, что же собственно на самом деле побудило их пойти на конфликт...
Полностью - вот здесь. Картинки Тажура (Таджура), пульта, реакторного зала, ТУКа тех времен - вот здесь

Tags: аэс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments