Fin (finnskij) wrote,
Fin
finnskij

Эдвард Сомерсет, 2-й маркиз Ворчестерский

Некоторое время назад возник небольшой спор с коллегами по первородству парового двигателя. В направлении - мы - они - Полузнов - Уатт. К этому спору сделал для себя такую вот выборку из всяких данных в сети. Она совсем не академическая, неточности и ошибки могут быть. Но вдруг кому интересно:

Идеи:

80 год н.э. (примерно). Идея паровой турбины, Герон Александрийский, Древняя Греция.
15хх год. Идея паровой машины. Таги-аль-Диноме, Египет.
1629 год. Дальнейшее развитие паровой турбины. Джованни Бранка, Италия.

Реализация:
1663 год, Эдвард Сомерсет, Англия. Проект и действующий паровой двигатель для подъёма воды на стену Большой башни в замке Реглан.

1698 год, Томас Севери, Англия. Водяной поршневой насос с паровым приводом. Патент. Паровой цилиндр - под избыточным давлением пара, цикл - сжатие при конденсации пара, конденсация пара - охлаждением поршня водой снаржи. Широкого развития не было. Первое применение - пожарный насос.

1707, Россия. Насос Севери был куплен Петром I и установлен в Летнем саду в Петербурге для подачи воды в один из фонтанов.

1712 год, Томас Ньюкомен, Англия. Первая массовая паровая машина (паровой атмосферный двигатель, паровой вакуумный двигатель). Паровой цилиндр - пар при атмосферном давлении, цикл - сжатие при конденсации пара, конденсация пара - впрыск воды в цилиндр, модификация машины Севери. Первое применение - откачка воды из шахты. Дальнейшее применение аналогично - приводы водоотливных насосов, водоподъемных насосов. Активно строилась и применялась более 50 лет. КПД на уровне 1%.

1738 год, Георг Вольфганг Крафт, Россия, академик Санкт-Петербургской академии наук. Выходит книга «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин», первое на русском языке (книга на немецком, затем был перевод) описание насоса Севери.

1760 год, Россия, Иван Андреевич Шлаттер. Выходит книга «Обстоятельное наставление рудному делу», первое на русском языке описание машины Ньюкомена.

1766 год, Иван Иванович Ползунов, Россия. Двухцилиндровая вакуумная паровая машина (сделана по аналогии с  машиной Ньюкомена). 1763 - начало проектирования, 1764-1766 - строительство, наладка, эксплуатация. Применение - привод  воздуходувных мехов на Барнаульских Колывано-Воскресенских заводах. Никакого развития не получила, работала несколько месяцев. Когда И. Полузунов умер, машина через некоторое время немного поломалась, чинить не стали, забросили.

1775 год, Россия. Машина Ньюкомена применяется в Кронштадте, осушение доков.

1776 год,  Джеймс Уатт, Мэттью Боултон, Англия. Усовершенствованная вакуумная (атмосферная) паровая машина Ньюкомена (разработана во врем ремонтов этой машины Ньюкомена в период 1763-1776 г.г.) - вынесение конденсации пара в отдельную камеру, обогрев цилиндра паровой рубашкой, повышение эффективности за счет "не охлаждения" цилиндра во время конденсации. КПД - 2%.

1782 год, Джеймс Уатт, Англия. Первая паровая машина двойного действия - попеременная подача пара с обоих сторон поршня, цикл - уже расширение пара с атмосферного давления в одной части цилиндра, в другой части - пониженное давление, он связан с конденсатором. Переключением клапанов - смена верхнего-нижнего цилиндров, поршень давление пара перемешает вверх-вниз. Появились конденсатор, конденсатный насос (поршневой), двойные стенки цилиндра с обогревом паром, уплотнение штока поршня, смазка уплотнения тавотом.

1790 год, Чарльз Гаскойн, Россия. Первое в России изготовление поршневых паровых машин (машины Уатта). Олонецкие заводы, Александровская мануфактура. Машины были установлены на Воицком руднике, Кемь (1791), на устье Кронштадтского канала (1791–1792), 1797–1799 годах - на Петербургском монетном дворе.

1800 год, Ричард Тревитник, Англия. Первые паровые машины высокого давления. Модификация машины Уатта, для работы ее с котлами Корниша. Давление пара над поршнем достигло 2,8 атмосферы, это дало  основную мощность.

И дальше дело пошло само, массово и активно. Насосы, приводы станков, паровозы, пароходы, тракторы, локомобили. Повышение КПД до максимально-возможных величин в 25-30 процентов и, затем, полное отмирание этого направления в технике в 50-е годы прошлого века.

А теперь - теперь можно купить себе домой только личную маленькую действующую паровую машинку с котлом, клапанами, манометром:

Jensen Steam Engine Model 65

Jensen Steam Engine Model 65, где-то $160

Или такую, еще и с генератором и лампочкой:
D18 Steam Engine
D18 Steam Engine, где-то $300.

И баловаться этими модельками длинными зимними вечерами...

Белой акации цветы эмиграции... Опубликовано в http://finnskij.dreamwidth.org/87766.html. Перебираемся! Это легко!
Tags: вода и тепло
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 5 comments